Для чего используют широкие и спаренные колеса в комбайнах
Интенсификация обработки земли, использование многотонной тракторной техники – факторы, негативно сказывающиеся на плодородности почвы. Причина тому – уплотнение поверхностного слоя, посредством давления, оказываемого комбайном через колеса. Процесс приводит к нарушению структуры почвы, снижению капиллярности (влагоемкости) грунта.
Альтернативно, страдает агротехника. Увеличивается пробуксовка тракторов, комбайнов, особенно в условиях повышенной влажности или продолжительных осадков. Это приводит к ряду побочных потерь – излишнему расходованию топлива, например. Выход – установка на зерноуборочный комбайн широких или спаренных колес.
Перспективы усиления колес на комбайнах
Негативное воздействие на плодородный слой, только общая причина повысить площадь контакта с грунтом. Подобная мотивация характерная для разнообразных видов тракторной техники. Другими аргументами сдваивания (уширения) колес, выступают:
- наполняемость зернового бункера в процессе уборки;
- лучшее сцепление протекторов с поверхностью земли, понижающее пробуксовку, особенно на влажных территориях;
- уменьшение топливных затрат;
- повышение качества операций и производительности.
Специфика зерноуборочных работ – постепенное наполнение емкости для зерна комбайна. При полной загруженности бункера существенно возрастает нагрузка на переднюю пару колес. Естественно, что использование сдвоенных шин выражается в приросте производительности комбайна.
Конкретный пример
Важной характеристикой сыпучего материала выступает насыпная плотность. Предельные значения параметра для наиболее распространенных видов аграрных культур составляют (кг/кубометр):
- пшеница – 750 – 850;
- овес – 400 – 550;
- подсолнечник – 260 – 440;
- кукуруза – 600 – 820;
- горох – 700 – 750.
Следовательно, увеличение массы бункера комбайна в процессе уборки, достигает от 3 до 9 тонн. Повысить грузоподъемность аппарата позволяет сдваивание колес и установка максимального давления в шинах (до 3 атм.).
Проходимость
Сцепление грунтозацепов с поверхностью поля, обеспечиваемое сдвоенной конструкцией, возрастает на 25 – 30%. Этот фактор положительно сказывается на пробуксовке. Характеристика падает до 5 – 10% со стандартных значений в 20 – 30%. Прочие выгодные результаты усиление колес:
- снижение затрат ГСМ до 40%;
- повышение эксплуатационного ресурса – наработка на отказ возрастает до 3000 м/ч за год и более;
- уменьшение уплотнения по следу до 2 крат.
Также применение широких или спаренных колес положительно сказывается на жатке: механизм работает предельно плавно.
Альтернативный подход
Другой вариант повышения площади контакта зерноуборочной техники с грунтом – установка гусениц. Подобное решение интенсивно используют инженеры концерна Джон Дир. Конфигурацией с комбинированной ходовой частью обладает высокопроизводительный комбайн S690. Передние колеса модели заменены эластичными резиновыми гусеницами.